Квітень 27, 2011 0 111 Переглядів

Евангельское движение на Днепропетровщине

Как свидетельствуют новые документы, евангельская община возникла в 1890 году, а зарегистрирована была в 1905 году. Община очень быстро росла, особенно после провозглашения веротерпимости в 1905 году. В 1908 году был построен Дом Молитвы («зданiе собранське») на современной территории Кисличуватого. Примерно в это же самое время были приобретены еще два Дома молитвы, поэтому служения проходили в трех Домах, хотя регистрация церкви была одна. Так, в 1910 состоялось три водных крещения с общим количеством неофитов  в 170 человек. Согласно справочной книги Екатеринославской епархии 1912 года, в состав томаковской церкви входило 502 члена.

Ситуация осложнилась с началом Первой мировой войны. В пределах Российской империи начали выявлять немецкие элементы. Как указано в документах, большую роль в распространении учения сыграли немцы Андрей Фризен и братья Яков и Генрих Генрихсы, проживавшие в Лошкаривской и Новопокровский волостях. Вот как об этом указано в документе: «Последние на построенные несколько лет тому назад в селе Томаковка Камышеватской волости молитвенные дома дали кроме строительного материала 600 рублей деньгами пресвитеру села Томаковка Антону Иванову Ефименко, а чтобы получить разрешение на постройку дома,  сектанты по совету Генрихсов поступили так: первоначально построился весь дом, как жилое помещение на имя Льва Хрипко, а по окончании штундисты совершили нотариальный акт на следующих лиц: Антона Ефименко, Ивана Ведмедя, Андрея Сетченко и Льва Хрипко”. Как вывод, в документе указывалось: «Мне лично неоднократно приходилось наблюдать, насколько томаковские штундисты симпатизируют германцам, что даже относятся с недоверием ко всяким газетным сведениям, описывающим зверства германцев по отношению к русским. Полагал бы необходимым произвести тщательные обыски у Генрихсов и Андрея Фризена, у которых, как я полагаю, имеется компрометирующая их переписка, могущая документально разоблачить их вредную деятельность для Русского Государства. Донося об изложенном на распоряжение Вашему Высокоблагородию, прошу ходатайствовать перед Господином Начальником Губернии о закрытии хотя бы на время военных действий двух Томаковских сектантских молитвенных домов, так как сектанты томаковские  есть насаждение Германией — во вред русскому государству — германизма. Пристав Нечипоренко. 29 апреля 1915 года № 130».

Результатом этих обвинений стало закрытие церкви в январе 1915 года на срок пребывания Екатеринославского уезда на военном положении и наказание лидеров общины: «Главный Начальник Одесского Военного Округа и Генерал-Губернатор, рассмотрев дело о вредной деятельности стоящих во главе общины сектантов-баптистов в селе Томаковка, Екатеринославского уезда, крестьян Ивана Митрофанова Ивахненко, Антона Иванова Ефименко, Льва Моисеева Хрипко постановил: 1) на основании п. 17 ст. 19 [приложения] к ст. 23 т. II Св[ода] Общ[их] Губернских Учреждений проповедников Томаковской Общины евангельских христиан-баптистов Ивана Ивахненко, Антона Ефименко и члена той Общины Льва Хрипко выслать в Енисейскую губернию под гласный надзор полиции на все время состояния Одесского Военного Округа на военном положении и 2) на основании п. 11 ст. 19 того же закона, существующую в селе Томаковка Общину евангельских христиан-баптистов закрыть на все время состояния Екатеринославского уезда на военном положении. Об этом уведомляю Ваше Высокоблагородие для сведения». Вскоре подобная участь постигла и немцев, которые спонсировали строительство: «Главный Начальник Одесского военного округа Генерал-Губернатор, рассмотрев дело о вредной для государственного порядка и общественного спокойствия деятельности на почве насаждения баптизма немцев-поселян Екатеринославского уезда: хутора Корнеевки — Генриха Юдиусова Генрихса и Якова Юлиусова Генрихса, села Мирополя — Андрея Андреева Фрезе и села Павловка — Петра Фрезе и Петра Излера, 19 текущего августа постановил: на основании п. 17 ст. 19 прилож. к ст. 23 т. 2 Св. Общ. учр. губ., выслать упомянутых Генриха и Якова Генрихсов, Андрея и Петра Фрезе и Петра Излера в Иркутскую губернию под гласный надзор полиции на все время состояния Одесского Военного Округа на военном положении. Об этом уведомляю Ваше Высокоблагородие, в следствие отношения от 5 сего августа за № 4324, для сведения».

В результате закрытия церкви от общины отошла часть членов, среди них в документах указано имя Ефима Скирды. В результате войны и бурных 1917-1919 годов церковь несколько уменьшилась и на 1924 год составляла 311 членов. Судьба сосланных лидеров пока неизвестна. После 1915 года не наблюдается немецкого элемента в жизни церкви. Согласно воспоминаниям, в 1916 году, с окончанием военного положения, регистрация Церкви была восстановлена, а пресвитером стал Михаил Сисоевич Мокиенко (1892-1929).

В 1924 году началось движение Духа Святого, которое изменило дальнейшую судьбу не только томаковской церкви, но и всей области.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ДНЕПРОПЕТРОВЩИНЕ

Днепропетровская область – центральная часть Украины, занимает второе место по численности населения. Всего проживает  3 423 919 человек.

Днепропетровск – один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. Днепропетровск – это родина известнейших людей страны, и что самое главное, это родина многих христиан, которые стояли у истоков движения пробуждения XX столетия.

Кристаллизация евангельского учения происходит в середине XIX века. На фоне девальвации прежней системы ценностей, обусловленной кризисом влияния на общество традиционных церквей – православной, католической, лютеранской, происходит развитие так называемых сектантских (оппозиционных традиционным церквям) движений: христоверия, духоборства, дурачества, штундизма.

Генезис евангельского движения на Екатеринославщине (Днепропетровске) приходится на 60-е гг XIX века. Такое раннее датирование связано со следующими предпосылками:

1. Специфический этно-национальный состав населения Екатеринославщины:

а) именно сюда были переселены или переселялись по собственному желанию инакомыслящие и «бунтари» религиозного толка  (духоборы, молокане и др.);

б) большую часть населения региона составляли немецкие колонисты, принадлежавшие  к  различным вероисповеданиям, но преобладали лютеране и меннониты. В среде последних в середине 19 в. было заметное духовное оживление.

2. Реформа 1861 г. принесла крестьянам личную свободу, но не землю. Крестьяне были вынуждены наниматься на заработки к зажиточным хозяевам, в частности к меннонитам, и часто принимали веру  своих   хозяев. Религиозное и моральное состояние населения региона, которое отмечалось упадком и пренебрежением основными духовными нормами.

В 1875 г. в с. Александро-Софиевка возникла первая на территории области баптистская церковь. Ее основателем стал Петр Лысенко, который работал батраком в меннонитской колонии Фриденсфельд, вблизи  г. Никополя. Через чтение Евангелия П. Лысенко пришел к сознательной вере в Бога и принял крещение по вере. В 1876 г. в селе  уже  состоялось  первое  крещение  по вере.  Движение распространилось по соседним селам,  и  к  1905 г. на Екатеринославщине насчитывалось 10 общин, причем, в том году в губернском центре община насчитывала около 80 членов.

Несмотря на перманентные гонения в имперские времена, движение укреплялось и консолидировалось. Одним из признаков стал съезд евангельских христиан 1909 г. в Екатеринославе, который стал частью будущего учредительного съезда евангельских христиан в Петербурге.

В период с 1905-1917 гг . количество членов евангельских и баптистских общин на Екатеринославщине выросло на 2 тыс. человек, а количество самих общин на 32. В целом же к 1917 г. в губернии существовала 51 община с общим количеством членов более 3 тыс.

Несмотря на установление советской власти, первое десятилетие оказалось благоприятным для распространения движения. Несмотря на социально-политические и экономические потрясения, прирост членов в евангельском движении составлял 15%, что объясняется активной миссионерской работой.

С приездом И. Воронаева в Одессу в 1921 г.  в Украине начинает распространяться учение о Крещении Святым Духом. Чувствительным сегментом относительно нового движения  станут прежде всего евангельские ячейки на Днепропетровщине. В 1922 г. Дух Святой нисходит на верующих в Лозоватке, Глеюватци, Пятихатках, в 1923 г. – в Кривом Роге, Екатеринославе. В 1924 г. движение распространяется на Никополь, Томаковку, Синельниково. В 1926 г. на региональном уровне заметно разграничение между «трясунами» и евангельско-баптистскими общинами.

В целом, пятидесятническое движение на Днепропетровщине в советскую эпоху прошло следующие этапы:

  1. 1922-1929 гг . Формирование движения и его присоединение к центру в Одессе. Региональными лидерами крестившихся Святым Духом становятся Г. Понурко, Р. Ветер, В. Абрамов, Д. Пономарчук, Н. Бут, М. Корниенко, М. Мокиенко. Именно эти братья занимались формированием общин, стремились к их регистрации в государственных органах, принимали участие в съездах христиан евангельской веры.
  2. 1929-1941 гг .  Это время жестоких преследований верующих, когда все общины движения ХЕВ, согласно постановлению ВЦИК 8 апреля 1929, были поставлены вне закона. Большинство лидеров было арестовано, а служения происходили в глубоком подполье. По разным данным, количество общин и численность в них верующих сократились в этот период от 30 до 50%.
  3. 1942-1945 гг .  В годы войны оккупационные власти не ограничивали относительно отправления религиозных потребностей «сектантами», которые возобновили проповедь Евангелия. ХЕВ с разрешения немцев создали собственный епископат, а центр движения в 1942 г. был перенесен из Одессы в Днепропетровск, где находилась канцелярия епископа Г. Понурко. Кроме того, региональными центрами ХЕВ в области стали Днепродзержинск (Д. Пономарчук), Кривой Рог (Ф. Шокало), Пятихатки (А. Бидаш). Всеукраинский совет ХЕВ был переименован в «епископальную церковь ХЕВ», а руководящий орган назывался «епископальная коллегия». Всего в период оккупации в Днепропетровской области действовало 37 общин пятидесятников с общим количеством верующих до 3 тыс. чел. По неполным данным, на 1945 г. в области осталось 17 действующих общин.
  4. 1945-1989 гг .  С восстановлением советской власти и осуществлением ею объединения евангельских движений  именно руководители ХЕВ с Днепропетровщины подписывали августовское согласие 1945 года. Впрочем, соприкоснувшись с проблемой невозможности свободно практиковать особенности собственного вероучения, часть общин во главе с подписавшим соглашения А. Бидашем  стала в 1947 г. инициатором движения за восстановление собственно пятидесятнического союза. Именно на Днепропетровщине, в Днепродзержинске, происходил в 1948 г. съезд, призванный консолидировать незарегистрированные общины, завершившийся арестом и длинными сроками заключения для его делегатов. Впрочем, в течение указанного периода  в области стабильно существовали 20-25 сообществ, которые не стали частью ВРЕХБ и постоянно подвергались давлению со стороны Совета по делам религиозных культов и спецслужб. Центрами незарегистрированного движения были Пятихатки, Кривой Рог, Марганец и с. Цыгановка Синельниковского района. Большая часть общин , крещенных Духом Святым , была в составе ВРЕХБ, а старшими пресвитерами в указанный период были Н. Мельков, Г. Понурко (от ХВЕ), М. Галенко, М. Цуман.

С 1989 г. начинается консолидация пятидесятнических общин по созданию собственного союза. На территории Днепропетровщины ее осуществляли пресвитер Ф. Папроцкий и в прошлом лидер незарегистрированных  общин Ф. Саган.   В  1990  г. общин восстановленного союза ХВЕ насчитывалось   около 25. Часть крещенных Святым Духом отказалась идти в союз , и г. Кривой Рог стал центром Объединенной Церкви ХВЕ в Украине. С 1993 г. служение старшего пресвитера в области несет М. Мокиенко, а областное объединение насчитывает около 60 общин (44 из них зарегистрированы) и 6 тыс. членов в них. Центрами движения является Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск, Апостоловский район. Около 50 общин в области насчитывает ОЦХВЕ. Функционирует множество новых пятидесятнических и харизматических церквей.

Даже беглый обзор истории позволяет констатировать факт, что Днепропетровщина стала эпицентром многих событий в истории евангельского движения, а именно: период становления, времена немецкой оккупации, генезис незарегистрированного движения пятидесятников.

 

Попередня Славянская Библейская Школа
Наступна Жизнь и служение жены служителя

Вам також може сподобатися

Новини регіонів

Интервью с епископом Анатолием Бескровным


ЕПИСКОП ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ АНАТОЛИЙ БЕСКРОВНЫЙ

Когда я стал епископом, в Объединении было 17 церквей. Не было никаких ни планов, ни видения, страх был очень сильный, я думал: «Братья такую ошибку сделали, что меня избрали, что они себе думали?..»

Желание было, чтобы церкви росли, чтобы церкви насаждались,

Новини регіонів

Новояворівська церква відзначила 20-річчя

   Помісна церква християн віри євангельської  у Новояворівську Львівської області розпочалася із невеличкої групи людей, що збиралися по приватних квартирах. У вересні церква відзначила своє 20-річчя, це була гарна нагода озирнутися назад і згадати милості Господні.

Новини регіонів

У Луцьку пройшов Перший Всеукраїнський фестиваль християнської поезії «Жива вода на рани України»

       1 травня 2015 року в приміщенні дому молитви церкви «Дім Євангелії» м. Луцька, за адресою: вул. Караїмська, 16, відбулася заключна (фестивальна) частина Першого Всеукраїнського конкурсу-фестивалю християнської поезії Якова Бузинного «Жива вода на рани України».