Квітень 27, 2011 0 176 Переглядів

Евангельское движение на Днепропетровщине

Как свидетельствуют новые документы, евангельская община возникла в 1890 году, а зарегистрирована была в 1905 году. Община очень быстро росла, особенно после провозглашения веротерпимости в 1905 году. В 1908 году был построен Дом Молитвы («зданiе собранське») на современной территории Кисличуватого. Примерно в это же самое время были приобретены еще два Дома молитвы, поэтому служения проходили в трех Домах, хотя регистрация церкви была одна. Так, в 1910 состоялось три водных крещения с общим количеством неофитов  в 170 человек. Согласно справочной книги Екатеринославской епархии 1912 года, в состав томаковской церкви входило 502 члена.

Ситуация осложнилась с началом Первой мировой войны. В пределах Российской империи начали выявлять немецкие элементы. Как указано в документах, большую роль в распространении учения сыграли немцы Андрей Фризен и братья Яков и Генрих Генрихсы, проживавшие в Лошкаривской и Новопокровский волостях. Вот как об этом указано в документе: «Последние на построенные несколько лет тому назад в селе Томаковка Камышеватской волости молитвенные дома дали кроме строительного материала 600 рублей деньгами пресвитеру села Томаковка Антону Иванову Ефименко, а чтобы получить разрешение на постройку дома,  сектанты по совету Генрихсов поступили так: первоначально построился весь дом, как жилое помещение на имя Льва Хрипко, а по окончании штундисты совершили нотариальный акт на следующих лиц: Антона Ефименко, Ивана Ведмедя, Андрея Сетченко и Льва Хрипко”. Как вывод, в документе указывалось: «Мне лично неоднократно приходилось наблюдать, насколько томаковские штундисты симпатизируют германцам, что даже относятся с недоверием ко всяким газетным сведениям, описывающим зверства германцев по отношению к русским. Полагал бы необходимым произвести тщательные обыски у Генрихсов и Андрея Фризена, у которых, как я полагаю, имеется компрометирующая их переписка, могущая документально разоблачить их вредную деятельность для Русского Государства. Донося об изложенном на распоряжение Вашему Высокоблагородию, прошу ходатайствовать перед Господином Начальником Губернии о закрытии хотя бы на время военных действий двух Томаковских сектантских молитвенных домов, так как сектанты томаковские  есть насаждение Германией — во вред русскому государству — германизма. Пристав Нечипоренко. 29 апреля 1915 года № 130».

Результатом этих обвинений стало закрытие церкви в январе 1915 года на срок пребывания Екатеринославского уезда на военном положении и наказание лидеров общины: «Главный Начальник Одесского Военного Округа и Генерал-Губернатор, рассмотрев дело о вредной деятельности стоящих во главе общины сектантов-баптистов в селе Томаковка, Екатеринославского уезда, крестьян Ивана Митрофанова Ивахненко, Антона Иванова Ефименко, Льва Моисеева Хрипко постановил: 1) на основании п. 17 ст. 19 [приложения] к ст. 23 т. II Св[ода] Общ[их] Губернских Учреждений проповедников Томаковской Общины евангельских христиан-баптистов Ивана Ивахненко, Антона Ефименко и члена той Общины Льва Хрипко выслать в Енисейскую губернию под гласный надзор полиции на все время состояния Одесского Военного Округа на военном положении и 2) на основании п. 11 ст. 19 того же закона, существующую в селе Томаковка Общину евангельских христиан-баптистов закрыть на все время состояния Екатеринославского уезда на военном положении. Об этом уведомляю Ваше Высокоблагородие для сведения». Вскоре подобная участь постигла и немцев, которые спонсировали строительство: «Главный Начальник Одесского военного округа Генерал-Губернатор, рассмотрев дело о вредной для государственного порядка и общественного спокойствия деятельности на почве насаждения баптизма немцев-поселян Екатеринославского уезда: хутора Корнеевки — Генриха Юдиусова Генрихса и Якова Юлиусова Генрихса, села Мирополя — Андрея Андреева Фрезе и села Павловка — Петра Фрезе и Петра Излера, 19 текущего августа постановил: на основании п. 17 ст. 19 прилож. к ст. 23 т. 2 Св. Общ. учр. губ., выслать упомянутых Генриха и Якова Генрихсов, Андрея и Петра Фрезе и Петра Излера в Иркутскую губернию под гласный надзор полиции на все время состояния Одесского Военного Округа на военном положении. Об этом уведомляю Ваше Высокоблагородие, в следствие отношения от 5 сего августа за № 4324, для сведения».

В результате закрытия церкви от общины отошла часть членов, среди них в документах указано имя Ефима Скирды. В результате войны и бурных 1917-1919 годов церковь несколько уменьшилась и на 1924 год составляла 311 членов. Судьба сосланных лидеров пока неизвестна. После 1915 года не наблюдается немецкого элемента в жизни церкви. Согласно воспоминаниям, в 1916 году, с окончанием военного положения, регистрация Церкви была восстановлена, а пресвитером стал Михаил Сисоевич Мокиенко (1892-1929).

В 1924 году началось движение Духа Святого, которое изменило дальнейшую судьбу не только томаковской церкви, но и всей области.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ДНЕПРОПЕТРОВЩИНЕ

Днепропетровская область – центральная часть Украины, занимает второе место по численности населения. Всего проживает  3 423 919 человек.

Днепропетровск – один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. Днепропетровск – это родина известнейших людей страны, и что самое главное, это родина многих христиан, которые стояли у истоков движения пробуждения XX столетия.

Кристаллизация евангельского учения происходит в середине XIX века. На фоне девальвации прежней системы ценностей, обусловленной кризисом влияния на общество традиционных церквей – православной, католической, лютеранской, происходит развитие так называемых сектантских (оппозиционных традиционным церквям) движений: христоверия, духоборства, дурачества, штундизма.

Генезис евангельского движения на Екатеринославщине (Днепропетровске) приходится на 60-е гг XIX века. Такое раннее датирование связано со следующими предпосылками:

1. Специфический этно-национальный состав населения Екатеринославщины:

а) именно сюда были переселены или переселялись по собственному желанию инакомыслящие и «бунтари» религиозного толка  (духоборы, молокане и др.);

б) большую часть населения региона составляли немецкие колонисты, принадлежавшие  к  различным вероисповеданиям, но преобладали лютеране и меннониты. В среде последних в середине 19 в. было заметное духовное оживление.

2. Реформа 1861 г. принесла крестьянам личную свободу, но не землю. Крестьяне были вынуждены наниматься на заработки к зажиточным хозяевам, в частности к меннонитам, и часто принимали веру  своих   хозяев. Религиозное и моральное состояние населения региона, которое отмечалось упадком и пренебрежением основными духовными нормами.

В 1875 г. в с. Александро-Софиевка возникла первая на территории области баптистская церковь. Ее основателем стал Петр Лысенко, который работал батраком в меннонитской колонии Фриденсфельд, вблизи  г. Никополя. Через чтение Евангелия П. Лысенко пришел к сознательной вере в Бога и принял крещение по вере. В 1876 г. в селе  уже  состоялось  первое  крещение  по вере.  Движение распространилось по соседним селам,  и  к  1905 г. на Екатеринославщине насчитывалось 10 общин, причем, в том году в губернском центре община насчитывала около 80 членов.

Несмотря на перманентные гонения в имперские времена, движение укреплялось и консолидировалось. Одним из признаков стал съезд евангельских христиан 1909 г. в Екатеринославе, который стал частью будущего учредительного съезда евангельских христиан в Петербурге.

В период с 1905-1917 гг . количество членов евангельских и баптистских общин на Екатеринославщине выросло на 2 тыс. человек, а количество самих общин на 32. В целом же к 1917 г. в губернии существовала 51 община с общим количеством членов более 3 тыс.

Несмотря на установление советской власти, первое десятилетие оказалось благоприятным для распространения движения. Несмотря на социально-политические и экономические потрясения, прирост членов в евангельском движении составлял 15%, что объясняется активной миссионерской работой.

С приездом И. Воронаева в Одессу в 1921 г.  в Украине начинает распространяться учение о Крещении Святым Духом. Чувствительным сегментом относительно нового движения  станут прежде всего евангельские ячейки на Днепропетровщине. В 1922 г. Дух Святой нисходит на верующих в Лозоватке, Глеюватци, Пятихатках, в 1923 г. – в Кривом Роге, Екатеринославе. В 1924 г. движение распространяется на Никополь, Томаковку, Синельниково. В 1926 г. на региональном уровне заметно разграничение между «трясунами» и евангельско-баптистскими общинами.

В целом, пятидесятническое движение на Днепропетровщине в советскую эпоху прошло следующие этапы:

  1. 1922-1929 гг . Формирование движения и его присоединение к центру в Одессе. Региональными лидерами крестившихся Святым Духом становятся Г. Понурко, Р. Ветер, В. Абрамов, Д. Пономарчук, Н. Бут, М. Корниенко, М. Мокиенко. Именно эти братья занимались формированием общин, стремились к их регистрации в государственных органах, принимали участие в съездах христиан евангельской веры.
  2. 1929-1941 гг .  Это время жестоких преследований верующих, когда все общины движения ХЕВ, согласно постановлению ВЦИК 8 апреля 1929, были поставлены вне закона. Большинство лидеров было арестовано, а служения происходили в глубоком подполье. По разным данным, количество общин и численность в них верующих сократились в этот период от 30 до 50%.
  3. 1942-1945 гг .  В годы войны оккупационные власти не ограничивали относительно отправления религиозных потребностей «сектантами», которые возобновили проповедь Евангелия. ХЕВ с разрешения немцев создали собственный епископат, а центр движения в 1942 г. был перенесен из Одессы в Днепропетровск, где находилась канцелярия епископа Г. Понурко. Кроме того, региональными центрами ХЕВ в области стали Днепродзержинск (Д. Пономарчук), Кривой Рог (Ф. Шокало), Пятихатки (А. Бидаш). Всеукраинский совет ХЕВ был переименован в «епископальную церковь ХЕВ», а руководящий орган назывался «епископальная коллегия». Всего в период оккупации в Днепропетровской области действовало 37 общин пятидесятников с общим количеством верующих до 3 тыс. чел. По неполным данным, на 1945 г. в области осталось 17 действующих общин.
  4. 1945-1989 гг .  С восстановлением советской власти и осуществлением ею объединения евангельских движений  именно руководители ХЕВ с Днепропетровщины подписывали августовское согласие 1945 года. Впрочем, соприкоснувшись с проблемой невозможности свободно практиковать особенности собственного вероучения, часть общин во главе с подписавшим соглашения А. Бидашем  стала в 1947 г. инициатором движения за восстановление собственно пятидесятнического союза. Именно на Днепропетровщине, в Днепродзержинске, происходил в 1948 г. съезд, призванный консолидировать незарегистрированные общины, завершившийся арестом и длинными сроками заключения для его делегатов. Впрочем, в течение указанного периода  в области стабильно существовали 20-25 сообществ, которые не стали частью ВРЕХБ и постоянно подвергались давлению со стороны Совета по делам религиозных культов и спецслужб. Центрами незарегистрированного движения были Пятихатки, Кривой Рог, Марганец и с. Цыгановка Синельниковского района. Большая часть общин , крещенных Духом Святым , была в составе ВРЕХБ, а старшими пресвитерами в указанный период были Н. Мельков, Г. Понурко (от ХВЕ), М. Галенко, М. Цуман.

С 1989 г. начинается консолидация пятидесятнических общин по созданию собственного союза. На территории Днепропетровщины ее осуществляли пресвитер Ф. Папроцкий и в прошлом лидер незарегистрированных  общин Ф. Саган.   В  1990  г. общин восстановленного союза ХВЕ насчитывалось   около 25. Часть крещенных Святым Духом отказалась идти в союз , и г. Кривой Рог стал центром Объединенной Церкви ХВЕ в Украине. С 1993 г. служение старшего пресвитера в области несет М. Мокиенко, а областное объединение насчитывает около 60 общин (44 из них зарегистрированы) и 6 тыс. членов в них. Центрами движения является Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск, Апостоловский район. Около 50 общин в области насчитывает ОЦХВЕ. Функционирует множество новых пятидесятнических и харизматических церквей.

Даже беглый обзор истории позволяет констатировать факт, что Днепропетровщина стала эпицентром многих событий в истории евангельского движения, а именно: период становления, времена немецкой оккупации, генезис незарегистрированного движения пятидесятников.

 

Попередня Славянская Библейская Школа
Наступна Жизнь и служение жены служителя

Вам також може сподобатися

Новини регіонів

В Івано-Франківську сімейні пари говорили про відвертість у подружжі

     Тематичний вечір на тему  «Відвертість у сім’ї» відбувся  5 березня 2016 року в Івано-Франківську. Одним зі спікерів цього неформального заходу був керівник відділу освіти ЦХВЄУ Віктор Вознюк.

Новини регіонів

90 років Божої милості

     Церква віри євангельської смт. Клесів, Сарненського району на Рівненської області відсвяткувала 90 років від дня заснування.

Новини регіонів

Интервью с епископом Анатолием Бескровным


ЕПИСКОП ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ АНАТОЛИЙ БЕСКРОВНЫЙ

Когда я стал епископом, в Объединении было 17 церквей. Не было никаких ни планов, ни видения, страх был очень сильный, я думал: «Братья такую ошибку сделали, что меня избрали, что они себе думали?..»

Желание было, чтобы церкви росли, чтобы церкви насаждались,